Производитель: Chord
Модель: Chord RED Reference MKIII
Наличие: Есть в наличии
Уточняйте цену
Появление версии Mk II в таком ценовом сегменте — событие нечастое и потому заметное. Как правило, рестайлингу подвергаются коммерчески успешные модели, выпускать которые в прежнем виде уже неприлично, а радикально переделывать нет смысла. А вот компоненты High End Audio производятся в неизменном виде десятилетиями, и никому не придет в голову обвинять разработчиков в том, что они идут не в ногу со временем. Очевидно, потому, что время для них течёт несколько иначе.

Проигрыватель Red Reference MKII можно считать двойным исключением из этого правила. Во-первых, он задумывался на волне успеха предыдущей версии, а во-вторых, создатели аппарата, специалисты по цифровой технике, сумели довольно быстро и серьёзно его модернизировать.



Начнем с внешних отличий. Они минимальны, за исключением того, что в этот раз нам достался экземпляр не в серебристом, а в чёрном цвете. Матовый чернёный алюминий с полированным хромом стоек, на мой взгляд, смотрится поинтереснее. И ещё — на выпуклой крышке загрузочного отсека появился крошечный иллюминатор, через который можно наблюдать вращение диска. Общий дизайн, расположение кнопок и структура дисплея остались прежними. Как и набор разъёмов на задней панели, которые всё же имеет смысл перечислить. Проигрыватель может использоваться как транспорт, для этого предусмотрены цифровые выходы — оптический, коаксиальный и два балансных AES/EBU, причём в новой версии последние могут быть сконфигурированы под 176 и 192 кГц. А если наоборот, отвести проигрывателю роль внешнего ЦАПа, пригодятся и цифровые входы таких же стандартов. Поскольку Chord Electronics выпускает также и профессиональное звуковое оборудование, в Red Reference имеется вход тактового генератора Wordclock для синхронизации с другой цифровой техникой (пультами, рекордерами и т.д.). Аналоговые выходы RCA продублированы балансными XLR. Кстати, в версии MkII они не параллелятся, а активируются через меню, причём переключение частоты дискретизации возможно лишь в том случае, если выбран выход XLR. При снятии сигнала по RCA она фиксированная — 176,4 кГц.



Напомню, что в проигрывателе установлен изготовленный по спецзаказу механизм Philips CD Pro 2 с верхней загрузкой, расположенный под углом 45 град. Извлекать диск рукой из него неудобно, но для этого в комплекте имеется хитроумное приспособление — резиновая присоска CD-Lift.

Сравнение характеристик показало, что у Mk II уровень искажений и шумов ниже, чем у предшественника, динамический диапазон шире, лучше и разделение каналов. Конечно, разницу по шумам с -110 до -120 дБ вряд ли можно заметить на слух, но представьте, на какие ухищрения пришлось пойти разработчикам, чтобы превзойти результат, и без того близкий к теоретическому пределу для CD-Audio.



Но у них всё получилось исключительно потому, что в новых проектах Chord не используются стандартные чипы цифро-аналоговых преобразователей, цифровых фильтров и т.д. Тракт строится на сборках FPGA (Field Programmable Gate Array), состоящих из нескольких миллионов логических ячеек. Соединяя их в нужном порядке, нестандартно мыслящий инженер может создать собственный чип любой конфигурации. Из таких «кубиков» в Red Reference MKII построен 76-битовый сигнальный процессор QBD76 с четырёхкратной передискретизацией и WTA-фильтр 18000-го порядка. На создание последнего у Роберта Уоттса (Robert Watts), известного аудиогуру, ушло более 20 лет. Самое ценное, что при необходимости все эти сборки перепроектируются заново, поэтому сложенный из них аппарат морально устареть просто не может.

Данные, считанные с диска, закачиваются в промежуточный RAM-буфер, ёмкость которого выбирается слушателем. Это может быть Maximum, Minimum или вовсе No Buffering, если хочется пустить цифровой поток в процессор напрямую. Напомню, что накопитель данных позволяет полностью развязаться от транспорта, который считается основным источником джиттера. Из буфера данные извлекаются по сигналу образцового тактового генератора, так что их можно считать абсолютно стерильными. Кстати, буферизация радикально нивелирует недостатки механики, благодаря чему некоторые компании используют в её качестве обычные компьютерные приводы. Как я уже говорил, для Philips CD Pro2 это неактуально, но при создании самого совершенного CD-проигрывателя (а именно так производитель позиционирует Red Reference Mk II) нужно было задействовать все способы. Судя по описанию, это и впрямь самый совершенный тракт, когда-либо создававшийся для бытовых целей. Впрочем, не исключено, что проигрыватель построен на базе какой-нибудь профессиональной консоли Chord Electronics, что отнюдь не умаляет его достоинств.



Ещё одна фирменная фишка — импульсный источник питания, способный работать при колебаниях электрической сети от 65 до 265 В. Кроме того, он позволяет, не увеличивая массогабаритных показателей проигрывателя, организовать отдельные контуры для механики, электроники и цепей управления и тем самым снизить проникновение помех в чувствительные цепи.

Пульт ДУ — универсальный, с отдельными зонами для источников, усилителей и ресиверов самых разных марок. Обучение — по таблице кодов, занимающей 35 страниц инструкции, либо te^te a' te^te, по командам другого пульта. Для пущей солидности пластиковый корпус заключён в массивную капсулу из чернёного фрезерованного алюминия.



Как всегда, перед прослушиванием мы провели тонкую настройку системы. По ходу выяснилось, что проигрыватель почти не реагирует на замену аналоговых кабелей, а вот сетевой радикально влияет на воспроизведение нижнего диапазона. Уж если вы приобрели столь совершенный аппарат, не питайте его через шнур класса Computer Grade.



Проигрыватель подключался к усилителю через выходы RCA, поэтому поэкспериментировать с частотой дискретизации не удалось. Впрочем, 176 кГц — предельное значение, гарантирующее максимально возможное качество. Ради чистоты эксперимента музыку я отыскал ту же, что мы слушали при испытаниях предыдущей версии Red Reference. Начну с уже упоминавшегося баса. Он уходит глубоко в инфранизкий регистр, но не вызывает побочных явлений даже в комнате без специальной акустической обработки. Если же уделить этому вопросу отдельное внимание, результат может оказаться поистине ошеломляющим. Причём бас не дискотечный, такие рокочущие раскаты бывают в концертном зале с высокими потолками. Многое, конечно, зависит и от акустических систем, но я сомневаюсь, что кто-нибудь будет слушать Red Reference через полочные мониторы. Впрочем, звучание проигрывателя не слишком уместно раскладывать по полочкам, подыскивая подходящие случаю термины — музыкальную картину, которую он рисует, следует воспринимать исключительно целиком. Если это оркестр [1], то вы его услышите во всей красе, от едва заметных прикосновений смычка до мощного tutti по всей панораме от левой до правой стены. И наверняка оцените пластику — переходы между фрагментами настолько органичны, что прервать воспроизведение на середине кажется кощунством. Так же как и в реальном зале, внимание легко переключается на второстепенные детали — инструменты заднего плана, шорохи, скрипы — и столь же непринуждённо возвращается к главным событиям.

Эксперименты с ёмкостью буфера не открыли ничего нового. В режиме No Buffer инструменты звучат несколько более контрастно. На вокале и аккомпанементе Кассандры Уилсон [2] реверберации слегка подчёркнуты, да и восприятие музыки в целом становится более обострённым. С переходом на Minimum и Maximum мелочи органичнее вплетаются в общую канву, и на них вообще перестаёшь обращать внимание.



К рок-музыке проигрыватель относится, как терпеливый учитель, способный передать манеру исполнения любого ученика, подчеркнув все ошибки. Часть любимых дисков вам наверняка придётся отложить в сторону (но не выбрасывайте, их можно будет слушать в машине), зато останутся те, где есть реальное музыкальное и эмоциональное содержание. Не исключено, что после знакомства с Red Reference вам захочется слушать более серьёзную музыку — на мой взгляд, лучший комплимент этому аппарату.

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.