Стереоусилитель Lavardin Model IT-15
Уточняйте цену
Бескомпромиссный подход к созданию аудиотехники класса High End состоит не только в использовании дорогостоящих конструктивных решений и компонентов аудиофильского качества, но и в философии здорового аскетизма, т.е. умении безжалостно отсечь все, что потенциально способно ухудшить звучание. Иными словами, чисто аналоговый стереоусилитель в премиальном сегменте отнюдь не кажется анахронизмом.
Несмотря на экономические заморозки на российском рынке, на страницах нашего журнала появляются новые имена. Итак, знакомьтесь, французская фирма Lavardin Technologies, основанная в сентябре 1996 года после 8-летних исследований в области звуковых искажений. Результатом изысканий стала разработка уникальной технологии Memory Free Amplification (см. врезку «Аберрация памяти»), открывшей путь к созданию компонентов, способных, по мнению основателей фирмы, воспроизводить звук с качеством, ранее недостижимым. Поначалу фирма обосновалась в городке Монтуар-сюр-ле-Луар, близ средневекового замка Ааварден, в честь которого и была названа. Четыре года спустя ее связь с историей Франции еще более упрочилась: Lavardin Technologies перенесла производство на новый завод неподалеку от г. Тур в долине Луары, самом центре страны, где расположены замки большинства французских королей. А такое соседство, согласитесь, обязывает ко многому: французский двор в период расцвета был законодателем мод для большинства правящих династий Европы; мало того, с легкой руки Дюма-отца он превратился в символ изящества и галантности.
В свете изложенного неудивительно, что производство было решено организовать в родных пенатах из комплектующих аудиофильского качества и главным образом европейского производства. Например, трансформаторы рассчитываются под конкретные параметры и заказываются в Италии; применяются первоклассные резисторы Vishay/Draloric, выпускаемые в Европе, и реле Nais/Panasonic (Япония). Элементы корпуса изготовляются на высокоточном оборудовании с допуском 0,01 мм, затем производится их тщательный контроль и ручная сборка. Печатные платы по выполненным вручную чертежам (инженеры считают, что ни одна компьютерная программа не обеспечивает оптимальную топологию схем) производятся близ Парижа компанией, обслуживающей авиационную и космическую промышленность. Пайка «волной» производится на самом современном оборудовании, а ее качество контролируется посредством стереоскопических микроскопов. После окончательной сборки компонент проходит 4-дневный тест методом включения/выключения, что позволяет выявить все скрытые дефекты. В результате к потребителю попадает аппарат, обладающий надежностью, достойной царственных особ.
Кажется, самое время перейти от общего к частному, но позвольте еще несколько предварительных слов. Герой нашего сегодняшнего рассказа, прямой потомок первенца фирмы, полного усилителя IT, является т.н. юбилейной моделью, выпущенной к 15-летию Lavardin Technologies. Отсюда необычный цвет корпуса, навевающий воспоминания о пурпуре мантии французских королей.
На фасаде из 10-мм фрезерованного алюминия всего четыре элемента управления/индикации: центрально расположенная кнопка включения со светодиодом и две поворотных рукояти, тоже алюминиевые (каждая прошла шесть операций обработки, включая полировку вручную). Левая рукоять переключает вход, правая — регулирует громкость. Отсутствие «телефонного» выхода и темброблоков закономерно и свидетельствует о приверженности специалистов «Лаварден» основополагающему принципу разработки аппаратов класса High End: чем проще аудиотракт, тем меньше источников помех, а также препятствий на пути сигнала. В русле такой политики лежит и решение отказаться от возможности управлять усилителем дистанционно: оно позволило исключить ИК-приемник и обойтись без моторизованного регулятора громкости.
АБЕРРАЦИЯ ПАМЯТИ
В результате многолетних исследований специалисты Lavardin Technologies сделали открытие, которое называют важнейшим в области звуковоспроизведения за последние 20 лет. Оно заключается в том, что характер работы транзистора зависит не только от сигнала, усиливаемого в данный момент, но и от того, каким сигнал был в предыдущий момент времени. А звуковая волна меняется постоянно, в связи с чем французские инженеры сделали сенсационный вывод: транзисторный усилитель достоверно воспроизводит музыку лишь ничтожную часть времени — порядка 0,01 %! Именно этим, по их мнению, объясняется т.н. теплота в звучании ламповых усилителей — лампа, в отличие от транзистора, не вносит в сигнал остаточных искажений (термин «memory distortions» мы решили перевести именно так), и это перевешивает все недостатки лампы. Между тем конструкторы Lavardin Technologies утверждают, что нашли способ минимизировать остаточные искажения транзисторного усилителя. Суть его не раскрывается, но результат, как говорится, налицо — модель IT-15 звучит на удивление реалистично.
Ребристые боковые стенки, выполненные методом литья под давлением, служат радиаторами охлаждения выходных транзисторов, попутно способствуя повышению жесткости корпуса. Позолоченные RCA-гнезда четырех несимметричных входов и нерегулируемого выхода на запись крепятся одновременно к задней панели и к плате переключения, что укорачивает путь прохождения сигнала (но увеличивает расстояние от рукоятки выбора входов до переключателя, управляющего реле: усилие на него передается через латунную штангу, которая проходит от передней к задней стенке корпуса). Реле на плате переключения — двухконтактные, поэтому незадействованный вход отключается полностью и перестает быть потенциальным источником помех, а язычки выполнены из сплава золота, серебра и палладия, что гарантирует надежность контакта и отсутствие дребезга при переключении. Винтовые акустические клеммы левого и правого каналов (тоже с позолоченными контактами) максимально разнесены. Объяснение этому предельно простое: соответствующие тракты усиления размещены на разных сторонах корпуса, дабы исключить взаимные наводки. Дополнительной преградой для паразитного сигнала служит помещенные в центр подкапотного отсека трансформатор в экранирующем кожухе и два блока питания (по одному на канал) с четверкой накопительных конденсаторов, стянутых эластичной лентой для снижения микрофонного эффекта. Возникновению нежелательных вибраций препятствует и конструкция ножек: они выполнены из демпфирующего материала, похожего на плотную резину; их три, что гарантирует устойчивость аппарата даже на неровной поверхности.
Как же такие меры — слова «бескомпромиссные» здесь недостаточно, правильней назвать их радикальными — отразились на звучании? Самым благоприятным образом, отвечают наши эксперты, не боясь показаться банальными. «Лаварден» заимствует лучшие черты транзисторных и ламповых усилителей, радуя сочетанием драйва и теплоты. При отработке высоких частот совершенно не чувствуется отстраненность, столь характерная для транзисторных схем. Взяв в качестве тестового материала CD-издание альбома Джорджа Харрисона «All Things Must Pass» (по мнению большинства аудиофилов, звукооператор явно переборщил с верхами), мы, пожалуй, впервые прослушали оба диска без усталости и раздражения. Созданная знаменитым Филом Спектором (именно он продюсировал альбом) т.н. стена звука не ощущалась, как раньше, чем-то аморфным; аудиосцена обрела глубину, а музыкальные инструменты — объем. Совершенно по-новому зазвучал с винила и альбом «Discovery» группы Electric Light Orchestra — исчезла сухость, вокал приблизился к слушателю, перестав сливаться с аккомпанементом, который, в свою очередь, получил необходимую реалистичность. Иными словами, любой музыкальный материал усилитель воспроизводит с предельной точностью. А точность, как известно, вежливость королей.
АЧХ усилителя заслуживает высшей оценки. Заметный спад амплитуды выходного сигнала начинается лишь на частотах выше 50 кГц и на пределе измерений (95 кГц) составляет немногим более 2 дБ (потенциал записей высокого разрешения усилитель раскроет без проблем). КНИ ничтожен на любой частоте; заявленная мощность чуть больше фактической, так что в стереорежиме усилитель обеспечит не больше 45 Вт/кан. Словом, к подбору акустики нужно отнестись с особым тщанием. Впрочем, коэффициент демпфирования достаточно высок — он позволяет «Лавардену» раскачивать даже напольники
Несмотря на экономические заморозки на российском рынке, на страницах нашего журнала появляются новые имена. Итак, знакомьтесь, французская фирма Lavardin Technologies, основанная в сентябре 1996 года после 8-летних исследований в области звуковых искажений. Результатом изысканий стала разработка уникальной технологии Memory Free Amplification (см. врезку «Аберрация памяти»), открывшей путь к созданию компонентов, способных, по мнению основателей фирмы, воспроизводить звук с качеством, ранее недостижимым. Поначалу фирма обосновалась в городке Монтуар-сюр-ле-Луар, близ средневекового замка Ааварден, в честь которого и была названа. Четыре года спустя ее связь с историей Франции еще более упрочилась: Lavardin Technologies перенесла производство на новый завод неподалеку от г. Тур в долине Луары, самом центре страны, где расположены замки большинства французских королей. А такое соседство, согласитесь, обязывает ко многому: французский двор в период расцвета был законодателем мод для большинства правящих династий Европы; мало того, с легкой руки Дюма-отца он превратился в символ изящества и галантности.
В свете изложенного неудивительно, что производство было решено организовать в родных пенатах из комплектующих аудиофильского качества и главным образом европейского производства. Например, трансформаторы рассчитываются под конкретные параметры и заказываются в Италии; применяются первоклассные резисторы Vishay/Draloric, выпускаемые в Европе, и реле Nais/Panasonic (Япония). Элементы корпуса изготовляются на высокоточном оборудовании с допуском 0,01 мм, затем производится их тщательный контроль и ручная сборка. Печатные платы по выполненным вручную чертежам (инженеры считают, что ни одна компьютерная программа не обеспечивает оптимальную топологию схем) производятся близ Парижа компанией, обслуживающей авиационную и космическую промышленность. Пайка «волной» производится на самом современном оборудовании, а ее качество контролируется посредством стереоскопических микроскопов. После окончательной сборки компонент проходит 4-дневный тест методом включения/выключения, что позволяет выявить все скрытые дефекты. В результате к потребителю попадает аппарат, обладающий надежностью, достойной царственных особ.
Кажется, самое время перейти от общего к частному, но позвольте еще несколько предварительных слов. Герой нашего сегодняшнего рассказа, прямой потомок первенца фирмы, полного усилителя IT, является т.н. юбилейной моделью, выпущенной к 15-летию Lavardin Technologies. Отсюда необычный цвет корпуса, навевающий воспоминания о пурпуре мантии французских королей.
На фасаде из 10-мм фрезерованного алюминия всего четыре элемента управления/индикации: центрально расположенная кнопка включения со светодиодом и две поворотных рукояти, тоже алюминиевые (каждая прошла шесть операций обработки, включая полировку вручную). Левая рукоять переключает вход, правая — регулирует громкость. Отсутствие «телефонного» выхода и темброблоков закономерно и свидетельствует о приверженности специалистов «Лаварден» основополагающему принципу разработки аппаратов класса High End: чем проще аудиотракт, тем меньше источников помех, а также препятствий на пути сигнала. В русле такой политики лежит и решение отказаться от возможности управлять усилителем дистанционно: оно позволило исключить ИК-приемник и обойтись без моторизованного регулятора громкости.
АБЕРРАЦИЯ ПАМЯТИ
В результате многолетних исследований специалисты Lavardin Technologies сделали открытие, которое называют важнейшим в области звуковоспроизведения за последние 20 лет. Оно заключается в том, что характер работы транзистора зависит не только от сигнала, усиливаемого в данный момент, но и от того, каким сигнал был в предыдущий момент времени. А звуковая волна меняется постоянно, в связи с чем французские инженеры сделали сенсационный вывод: транзисторный усилитель достоверно воспроизводит музыку лишь ничтожную часть времени — порядка 0,01 %! Именно этим, по их мнению, объясняется т.н. теплота в звучании ламповых усилителей — лампа, в отличие от транзистора, не вносит в сигнал остаточных искажений (термин «memory distortions» мы решили перевести именно так), и это перевешивает все недостатки лампы. Между тем конструкторы Lavardin Technologies утверждают, что нашли способ минимизировать остаточные искажения транзисторного усилителя. Суть его не раскрывается, но результат, как говорится, налицо — модель IT-15 звучит на удивление реалистично.
Ребристые боковые стенки, выполненные методом литья под давлением, служат радиаторами охлаждения выходных транзисторов, попутно способствуя повышению жесткости корпуса. Позолоченные RCA-гнезда четырех несимметричных входов и нерегулируемого выхода на запись крепятся одновременно к задней панели и к плате переключения, что укорачивает путь прохождения сигнала (но увеличивает расстояние от рукоятки выбора входов до переключателя, управляющего реле: усилие на него передается через латунную штангу, которая проходит от передней к задней стенке корпуса). Реле на плате переключения — двухконтактные, поэтому незадействованный вход отключается полностью и перестает быть потенциальным источником помех, а язычки выполнены из сплава золота, серебра и палладия, что гарантирует надежность контакта и отсутствие дребезга при переключении. Винтовые акустические клеммы левого и правого каналов (тоже с позолоченными контактами) максимально разнесены. Объяснение этому предельно простое: соответствующие тракты усиления размещены на разных сторонах корпуса, дабы исключить взаимные наводки. Дополнительной преградой для паразитного сигнала служит помещенные в центр подкапотного отсека трансформатор в экранирующем кожухе и два блока питания (по одному на канал) с четверкой накопительных конденсаторов, стянутых эластичной лентой для снижения микрофонного эффекта. Возникновению нежелательных вибраций препятствует и конструкция ножек: они выполнены из демпфирующего материала, похожего на плотную резину; их три, что гарантирует устойчивость аппарата даже на неровной поверхности.
Как же такие меры — слова «бескомпромиссные» здесь недостаточно, правильней назвать их радикальными — отразились на звучании? Самым благоприятным образом, отвечают наши эксперты, не боясь показаться банальными. «Лаварден» заимствует лучшие черты транзисторных и ламповых усилителей, радуя сочетанием драйва и теплоты. При отработке высоких частот совершенно не чувствуется отстраненность, столь характерная для транзисторных схем. Взяв в качестве тестового материала CD-издание альбома Джорджа Харрисона «All Things Must Pass» (по мнению большинства аудиофилов, звукооператор явно переборщил с верхами), мы, пожалуй, впервые прослушали оба диска без усталости и раздражения. Созданная знаменитым Филом Спектором (именно он продюсировал альбом) т.н. стена звука не ощущалась, как раньше, чем-то аморфным; аудиосцена обрела глубину, а музыкальные инструменты — объем. Совершенно по-новому зазвучал с винила и альбом «Discovery» группы Electric Light Orchestra — исчезла сухость, вокал приблизился к слушателю, перестав сливаться с аккомпанементом, который, в свою очередь, получил необходимую реалистичность. Иными словами, любой музыкальный материал усилитель воспроизводит с предельной точностью. А точность, как известно, вежливость королей.
АЧХ усилителя заслуживает высшей оценки. Заметный спад амплитуды выходного сигнала начинается лишь на частотах выше 50 кГц и на пределе измерений (95 кГц) составляет немногим более 2 дБ (потенциал записей высокого разрешения усилитель раскроет без проблем). КНИ ничтожен на любой частоте; заявленная мощность чуть больше фактической, так что в стереорежиме усилитель обеспечит не больше 45 Вт/кан. Словом, к подбору акустики нужно отнестись с особым тщанием. Впрочем, коэффициент демпфирования достаточно высок — он позволяет «Лавардену» раскачивать даже напольники