Производитель: Lavardin
Модель: Стереоусилитель Lavardin Model IT
Наличие: Есть в наличии
Уточняйте цену
Французская компания Lavardin Technologies ведет свою историю с 1996 года. Причем первым ее детищем стал тот самый интегрированный усилитель IT, который является предметом нашего теста. Он выпускался практически без изменений в течение 15 лет, а потом ему в компанию (но не на смену, обе модели присутствуют в каталоге одновременно) добавился существенно усовершенствованный IT-15, с понятной этимологией индекса. Оба аппарата, как и остальные усилители Lavardin, сделаны по фирменной технологии Memory Free.
В Lavardin утверждают, что на разработку и создание интегральника с названием IT они потратили 12 лет исследований и тысячи часов прослушивания (соответственно, фирма была зарегистрирована под уже практически готовый продукт). В нем впервые была применена фирменная технология Memory Free, которая, как считают инженеры Lavardin, является ключевым условием получения такого звучания, которое сопоставимо со звучанием лучших однотактных ламповых усилителей и делает французские аппараты уникальными. Суть эффекта в вольном изложении часто описывается в пресс-релизах и в Интернете, хотя строгого научного объяснения я найти не смогла и, честно говоря, не думаю, что таковое существует в природе. Подробнее об этом — чуть ниже, а пока обрисую еще раз то, что в Lavardin называют memory distortions (искажения из-за памяти материала).
Разработчики фирмы полагают, что в транзисторных схемах присутствует специфический тип искажений, связанный с прохождением электронов через полупроводник. Утверждается, что в отличие от вакуума ламп среда полупроводника получает обратный эффект от прохождения сигнала в виде памяти (иными словами, после прохождения импульса среда не возвращается в состояние, полностью идентичное исходному). И эта «память полупроводника» и есть то роковое обстоятельство, из-за которого транзисторные усилители звучат резко и не так прозрачно, как ламповые. Запатентованная же Lavardin технология Memory free призвана уменьшить эффект памяти, улучшив качество звука.
Откровенно говоря, для меня это объяснение выглядит слишком эзотерично и нестрого, поскольку оставляет много вопросов. В частности, даже касательно противопоставления ламп и транзисторов по степени идеальности среды: сами по себе ламповые усилительные каскады тоже далеко не безупречны и подвержены искажениям разного типа. Об одном потенциально интересном явлении мы рассуждали с Константином Мусатовым в февральском номере журнала за этот год, в статье «Объективно о субъективном» (это эффект электростатического трясения сеток, численных оценок которого в настоящий момент нет, равно как и у французских разработчиков нет оценок обнаруженного ими эффекта). В любом случае, вакуумная среда ламп вовсе не является идеальным проводником для сравнения в контексте данного обсуждения. Для транзисторных схем хорошо известен набор «обычных» искажений, следующих из физики и структуры материала и не связанных с особыми эзотерическими явлениями. Наконец, выдвигались «механические» объяснения неидеальности звучания: можно вспомнить разработчика Westlake Audio Гленна Феникса с запатентованным эффектом его же имени, суть которого заключается во всеобщих и неизбежных механических вибрациях, сильно снижающих порог максимально достижимого качества звучания. Отмечу, что из всего вышеперечисленного только классические — тепловые и прочие — искажения хорошо и внятно описаны и делались попытки их численной оценки. О точности этих оценок и верности использованных методик можно спорить, но они хотя бы есть. Прочее же пока остается в области интуитивного нащупывания верного ответа. Серьезная программа по исследованию необычных специфических предложений возможна лишь на солидной основе и на базе научной лаборатории, обладающей нужным оборудованием, с привлечением квалифицированных физиков, в том числе специалистов по конденсированным средам и физике твердого тела. Пока этого нет, озарения, даже запатентованные, остаются всего лишь красивыми гипотезами.
Впрочем, сказанное не означает, что никак нельзя повлиять на некий интуитивно нащупанный, но теоретически не обоснованный эффект. Если кому-то повезло найти удовлетворительное эмпирическое решение, то почему бы его и не использовать и даже не запатентовать. Тут все законно. В Lavardin также отмечают, что эффекты, подобные обнаруженному ими, не могут быть измерены традиционными однотоновыми методиками на стационарном сигнале. Это справедливое замечание снова возвращает нас к беседе с Константином Мусатовым и к напоминанию, что подобная ситуация не является эксклюзивной только для memory distortion. Строго говоря, любые корректные измерения параметров усилителей должны включать в себя какие-то новые методики на многотоновой выборке и на нестационарном сигнале.
Результирующим выводом из предположений инженеров Lavardin стали запатентованные усилительные контуры (блоки размещаются на платах по боковым стенкам аппарата и видны при снятой крышке). К сожалению, нигде не объясняется, какое же именно решение удалось удачно найти для снижения memory distortion (может быть, оно подсказало бы способ преодоления других проблем). Но ведь существует такая вещь, как ноу-хау.
В настоящее время компания выпускает не только усилители (интегрированные и моноблоки), но и соединительные кабели, стойки под аппаратуру и даже, с привлечением родственной фирмы, акустические системы под названием Lecontoure.
Усилитель LAVARDIN Model IT умеренно тяжел и собран в цельноалюминиевом корпусе с боковыми радиаторными батареями. На задней панели присутствуют четыре небалансных входа и выход петли записи, а также по паре акустических клемм на канал. Рядом с ними есть предупреждение, что номинальное сопротивление подключаемых АС должно составлять 8 Ом. На передней панели симметрично располагаются всего две ручки: селектор входов на реле и регулятор громкости, а между ними — кнопка сети. Ручки, как и сам корпус, выточены из алюминия и имеют бороздки, указывающие их текущее положение. Все металлические части сделаны на высокоточном оборудовании с минимальными допусками французской фирмой CEVL. После снятия крышки взгляду открывается внутреннее пространство, заполненное достаточно свободно. Спереди посередине располагается блок питания с крупным тороидальным трансформатором, целиком закрытый металлическим кожухом. Между кожухом и основанием корпуса снизу проложен виброизолирующий мат. Конденсаторы фильтра питания электролитические, установлены на горизонтальной плате (все печатные платы — производства Lavardin) за кожухом: по четыре крупных синих BC номиналом 10 000 мкФ на канал и по два фирмы Yageo по 1000 мкФ. С боков, параллельно радиаторным решеткам, вертикально установлены платы с усилительными каскадами — по четыре транзистора на канал, каждый с собственным радиатором. На выходе работает составной биполярный транзистор TIP147+TIP142 производства National Semiconductors в монолитной конфигурации Дарлингтона. Регулятор громкости с толстым медным прутком тянется от передней панели через весь корпус. ПДУ в комплекте отсутствует.
Что касается соединительных кабелей, полагаемых фирмой существенным и весьма желательным элементом системы, то они вначале удивили своей необычной маркировкой: CML 83 и CX 317. Однако потом стало понятно, что загадочные цифры в названиях — просто обозначение длины коннекторов в сантиметрах. Небалансный межблочник CML 83 очень короток и рассчитан на установку источника вблизи усилителя. Впрочем, комплектная фирменная стойка оказалась как раз на две полки, разнесенные по вертикали ровно на расстояние, оптимальное для коммутации: конструкторы словно отмеряли размеры по линейке.
Такой же очевидный расчет на все фирменное прослеживается и в коммутации усилителя. Не слишком длинные разъемы RCA и акустические терминалы с пластиковыми накидными шайбами поставлены с расчетом на легкий кабель и нетолстую разделку. Кабели очень гибкие и тонкие, для них заявляется «ультрамалый эффект памяти» — в русле фирменной концепции. На черной фторопластовой оплетке закреплены ярлычки с указанием направления коммутации. Кабели приехали в лабораторию в забавных круглых жестяных коробках вроде тех, в каких в середине прошлого века перевозили кинопленку. Наконец, капитальная стойка сделана из толстенных листов клееной фанеры толщиной сантиметра четыре, не меньше, и снабжена ножками из массива дерева с металлическими конусами на основаниях; светлый шпон покрыт полуглянцевым лаком (кстати, для стоек фирма не приемлет никаких иных материалов, кроме дерева). Расстояние между полками может регулироваться: ножки свинчены из двух неравных частей, одна из которых снимается. Из таких блоков можно также делать модульные конструкции с большим количеством полок. Продуманность сопровождающих элементов и аксессуаров у Lavardin на высоте, хотя в сумме за комплект кабелей и стойку придется отдать сумму, равную примерно половине стоимости усилителя.
До основного прослушивания я познакомилась отдельно с Harbeth Monitor 30.1 в сочетаниях с разной электроникой, и почерк колонок зафиксировался как ясный, внятный, с равномерным разрешением по частотным поддиапазонам и некоторой склонностью к мягкости и спокойствию. Кроме того, удалось заметить, что акустика в некотором смысле не является аудиофильской, она не акцентируется на мельчайших деталях и не отличается выраженной голографичностью подачи, зато ей свойственны комфортная музыкальность и информативность.
Звучание Lavardin IT прозрачное, легкое и пластичное, причем прозрачность доминирует. В паре с этим аппаратом мониторы Harbeth продемонстрировали отличное чувство объема и умеренно-интеллигентную визуализацию участников ансамблей, которую я бы назвала изысканной и не прямолинейной. Ясный легкий звук не имел оттенка льдистой холодности или сухости — в тембральном отношении усилитель вполне нейтрален. Края частного диапазона показали хорошую протяженность. Размеры и разная природа низких инструментов в ансамблевых аккомпанементах явственно прослушивались. Подачу системы можно охарактеризовать как свободную и непринужденную, не такую открытую, какую дают, например, большие электростаты или открытые «щиты», а немного более прибранную назад, но, тем не менее, очень раскованную и необычно объемно-прозрачную. Темпоритм хороший, ровный, весьма спокойный. По всем признакам усилитель отлично согласуется с акустикой, в какой-то мере повторяя ее почерк.
Динамические пики система проходила спокойно и чисто, только АС привносили некое ощущение корректной сдержанности. Усилитель же не давал в этом смысле поводов для критики. Академический рояль был деликатен и точен, без признаков худосочности и субтильности, мелкие паузы — игольчаты и четко расставлены. Порадовал тембральной адекватностью и нижний регистр.
Вывод: Интересный усилитель в русле отчетливой звуковой концепции, очень прозрачный, спокойный и тембрально нейтральный. В паре с родственными по почерку акустическими системами создает прекрасную атмосферу информативного и интеллигентного прослушивания. Ансамблевая музыка и сольные инструментальные выступления преподносятся легко, ровно и свободно

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.